15 октября в г. Екатеринбурге состоялся Круглый стол по вопросам развития автомобильных дорог регионального значения с участием руководителей территориальных органов управления автомобильными дорогами. Мероприятие прошло в рамках первого дня ежегодной выставки «Дорога», а его организаторами выступили Ассоциация «РАДОР» и Федеральное дорожное агентство.
В заседании приняли участие первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Проходцев, руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами. Вел мероприятие генеральный директор Ассоциации «РАДОР», председатель Общественного совета при Росавтодоре Игорь Старыгин. В работе Круглого стола приняли участие свыше 150 человек.
Приветствуя участников заседания, Игорь Старыгин напомнил, что 7 мая 2024 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Согласно этому документу, к 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 60% региональных трасс и не менее 85% дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Игорь Старыгин попросил всех выступающих по возможности представить оценку возможности достижения к 2030 году показателей нового национального проекта за счет средств бюджета субъекта РФ, а также обозначить потребность выделения для достижения указанных целей финансовой помощи из федерального бюджета.
Игорь Костюченко в своем выступлении представил информацию о предварительных итогах реализации дорожного нацпроекта и планах нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». По данным заместителя главы Росавтодора, с 2019 по 2023 год в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в России построено и отремонтировано более 88 тыс. км автомобильных дорог. К концу 2024 года доля региональных дорог, находящихся в нормативе, к этому сроку должна составить 54%. Таким образом, общая протяженность обновленной дорожной сети за шесть лет реализации нацпроекта превысит 100 тыс. км дорог.
Приведенные в нормативное состояние автодороги необходимо сохранить, подчеркнул Сергей Тен. В этих целях подготовлен ряд законодательных инициатив. В сентябре в первом чтении принят законопроект о поправках в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за отдельные правонарушения при перевозке крупногабаритных грузов, сообщил выступающий. В частности, предлагается установить административную ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля, а также за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля, предусмотрев соответствующие штрафы на собственников грузовых транспортных средств. Сегодня штрафы применяются в диапазоне от 500 до 800 рублей, по новому законопроекту их предлагают увеличить от 7 до 10 тысяч рублей. На законопроект имеется положительный отзыв Правительства Российской Федерации.
Вопросы развития системы весового и габаритного контроля транспортных средств поднял в своем выступлении Александр Проходцев. Он сообщил, что 14 октября Президентом России подписан федеральный закон об ужесточении наказания за сокрытие номеров на транспортном средстве. Закон опубликован и вступил в силу. «С учетом того, что указанный состав администрируется МВД России, прошу коллег из субъектов Российской Федерации активно взаимодействовать с органами Госавтоинспекции на федеральном и региональном уровне», – отметил он.
С информацией об основных вопросах дорожной деятельности в регионах выступили руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами: президент Ассоциации «РАДОР», председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев, член Президиума Ассоциации «РАДОР», министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев, министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Александр Толкачев.
Директор Департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Денис Напольских в своем докладе подробно остановился на вопросах реализации проектов государственно-частного партнерства в дорожном хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, в частности, в ЯНАО в рамках реализации мероприятий Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года создается масштабный туристический кластер на основе агломерации, включающей в себя г. Салехард, г. Лабытнанги и пос. Харп. Для запуска кластера регионом создается вся необходимая инфраструктура, в том числе автодорожная. Объем инвестиций - почти 100 млрд рублей, доля внебюджетных инвестиций составляет 67%.
Игорь Костюченко отметил, что Ямало-Ненецкий автономный округ досрочно завершил основные дорожные работы по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» и стал первым регионом, выполнившим программу ремонта 2024 года.
Заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков рассказал о передовых практиках реализации проектов ИТС в своем регионе. В субъекте созданы система диспетчерского управления транспортом служб содержания дорог Тюменской области, система мониторинга и управления общественным транспортом, а также сервисы своевременного информирования о транспортной обстановке для граждан.
В дискуссионной части круглого стола участники мероприятия обсудили актуальные предложения и вопросы по развитию дорожного хозяйства, затрагивающие, в частности, обеспечение должного финансирования дорожных работ для достижения целевых показателей, обеспечения безопасности дорожного движения, реализации требований обеспечения транспортной безопасности, вопросы совершенствования отраслевых нормативно-правовых актов.
Для справки: XI Международная специализированная выставка «Дорога 2024» проходит в Екатеринбурге 15‒17 октября. Масштабное мероприятие проводится традиционно в преддверии Дня работников дорожного хозяйства при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального дорожного агентства. Основу деловой программы выставки составили тематические конференции, семинары, презентации крупнейших отраслевых компаний и торжественные открытия дорожных объектов. В числе главных тем дискуссий ‒ безопасность дорожного движения, новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», развитие многофункциональных зон дорожного сервиса, применение вторичных ресурсов, цифровизация отрасли и дорожное образование.