27 сентября Ассоциация «РАДОР» совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок провела семинар-практикум по вопросам нормативно-правового регулирования размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в области дорожного хозяйства. Мероприятие прошло при поддержке Минтранса России, Федерального дорожного агентства и ФАС России. В режиме видео-конференц-связи к работе семинара присоединились порядка 150 представителей территориальных органов управления автомобильными дорогами.
В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, заместитель начальника отдела правового обеспечения и судебной работы Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Стелла Бажура, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодора Радик Фаразутдинов, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Дмитрий Бомбырь. Вел семинар генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
Открывая мероприятие, Игорь Старыгин подчеркнул, что семинар традиционно носит максимально практический характер: «В некоторых регионах уже идет процесс контрактации по тем работам, которые запланированы на следующий год. Уверен, что полученная сегодня информация будет полезной». Как было особо отмечено - Федеральных закон о госзакупках стал самым изменяемым законом в российском законодательстве, отметив в 2023 году своеобразный юбилей внесением 100-й поправки.
Антон Козлов в своем выступлении рассказал о законодательных нововведениях в системе государственных закупок. «Основным изменением в области госзаказ является издание Правительством РФ двух актов, - сообщил докладчик. - Это постановление Правительства РФ от 08.04.2023 г. № 572 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений» и постановление Правительства РФ от 29.06.2023 г. № 1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства». Названными документами в отношении затрагиваемых ими работ утверждены типовые формы актов приемки работ, определен порядок взаимодействия сторон по государственному контракту в части изменения существенных условий, закреплено отсутствие необходимости деиндексации, скорректированы формулировки, связанные с гарантийными сроками.
Антон Козлов добавил также, что в настоящее время идет сбор предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Их можно подать до конца первой недели октября.
Стелла Бажура напомнила о мерах, направленных на поддержку участников рынка закупок, которые Правительство Российской Федерации оперативно приняло в марте-апреле 2022 года. Действие отдельных норм было продлено на 2023 год. В частности, в текущем году допускается изменять любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, которые влекут невозможность его исполнения. При тех же условиях можно внести изменения в ряд существенных условий «строительных» контрактов: например, допускается изменить спецификации и типы оборудования, предусмотренные в проектной документации, а также количество отдельных этапов исполнения контракта.
Кроме того, заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения контракта или гарантийных обязательств, а также списывать неустойки и штрафы по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и ограничительных мер. Возможно также списание неустойки по контрактам, неисполненным в полном объеме в 2022 году в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Стелла Бажура подчеркнула, что заказчикам при проведении закупок по федеральному закону № 44-ФЗ необходимо соблюдать положения Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 и постановления Правительства РФ от 11.05.2022 № 851. Они, в частности, гласят, что участником закупки не может быть лицо, в отношении которого введены специальные экономические меры, а также организации, находящиеся под контролем данного лица.
Радик Фаразутдинов рассказал о ходе реализации программы дорожных работ в 2023 году в субъектах РФ. Он, в частности, сообщил, что по итогам 9 месяцев субъектами освоены 235 млрд руб. из 311 млрд руб. федеральной поддержки, направленной на дорожные работы в регионах. При этом 7 субъектов уже освоили средства федерального бюджета в полном объеме: это Республики Дагестан, Марий Эл и Ингушетия, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Белгородская и Костромская области. Еще два субъекта — Магаданская область и Кабардино-Балкарская Республика близятся к завершению этой задачи. Докладчик отметил также, что в текущем году в субъектах запланирована укладка верхних слоев в объеме 181 млн кв. м, из которых 115 млн кв. м уже реализованы.
Радик Фаразутдинов рассказал, что в период с 2019 по 2023 годы в эксплуатацию введено порядка 25 тыс. объектов дорожной сети. При этом в рамках исполнения гарантийных обязательств выявлено свыше 12 тыс. гарантийных случаев. Выступающий акцентировал внимание на том, что на местах необходимо вести работы по выезду специалистов на сданные объекты, ведь только в этом случае можно получить полную картину их состояния.
Докладчик также представил информацию о результатах анализа контрактов по муниципальным и региональным дорожным объектам, который был проведен ФАУ «РОСДОРНИИ», и назвал типичные ошибки, допускаемые заказчиками в таких контрактах. «Заказчикам необходимо более детально прорабатывать контракты для установления понятных и прозрачных механизмов взаимодействия с подрядными организациями и обеспечения качественного выполнения работ», - подчеркнул он.
Дмитрий Бомбырь в своем выступлении представил практику ФАС России по контролю закупок в сфере дорожного хозяйства и остановился на распространенных ошибках заказчика. В частности, на конкретных примерах были рассмотрены типовые нарушения заказчиков и решения ФАС по ним. Также был дан комментарий по правоприменительной практике Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Практическую часть семинара провел ведущий эксперт в сфере закупок электронной торговой площадки Газпромбанка, консультант Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов. Он остановился на актуальных изменениях в Федеральном законе о контрактной системе в сфере закупок, касающихся дорожного хозяйства, и подробно разобрал частые ошибки и проблемные ситуации в работе заказчика, а также ответил на вопросы, поступившие в ходе работы семинара.
В завершение мероприятия Игорь Старыгин напомнил о формировании программы работы Ассоциации «РАДОР» на 2024 год и возможности направить свои предложения о проведении совещаний и семинаров на актуальные для профессионального сообщества темы.