27 ноября в рамках работы Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти - Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального дорожного агентства состоялась очередная рабочая встреча по вопросам осуществления общественного контроля за предоставлением государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
В совместном мероприятии приняли участие председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, член Общественного совета при Минтрансе России, заместитель генерального директора Ассоциации «РАДОР» Анна Цаплина, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, первый заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Василий Шубенков, заместитель директора Станислав Головач.
Открывая встречу, Игорь Старыгин подчеркнул факт важности регулярности встреч представителей общественных организаций и органов исполнительной власти по такому важному для транспортного сообщества вопросу, как обеспечение движения по автомобильным дорогам общего пользования крупногабаритного и тяжеловесного транспорта. Игорь Старыгин предложил четвертую по счету встречу провести в формате открытого диалога для оценки работы «единого окна» Федерального дорожного агентства по выдаче спецразрешений и обсуждения направлений совместной работы по повышению ее эффективности.
Станислав Головач представил актуальную информацию о работе единой системы выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, в том числе прокомментировал вопросы, касающиеся работы с государственной информационной системой выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Как было отмечено, в настоящее время создана единая цифровая среда, которая соединила перевозчиков и владельцев дорог. Заявления на перевозку крупногабаритных грузов или проезд тяжеловесного транспорта подаются в удобном электронном виде, а владельцы дорог согласовывают предлагаемые системой маршруты онлайн в личном кабинете. Комментируя показатели работы системы по выдаче специальных разрешений Станислав Головач привел следующие данные: количество поданных заявлений в 2024 году составило 807 756 шт. (+ 3 % к 2023 году), при этом количество отказов сократилось на 15,5 %, среднее время выдачи специального разрешения составило 2,6 дня (против 5,4 дня в 2023 году) и в 7,7 раза выросло количество разрешений выданных в день подачи заявления.
На текущий момент система охватывает более 1,144 млн километров автодорог страны. Информация о дорожных объектах в системе постоянно пополняется, в том числе своевременно актуализируются сведения о ремонтных работах и введенных на дорогах ограничениях. Наполняемость геоинформационного модуля в части автомобильных дорог федерального и регионального значения достигла 100%, несколько хуже обстоят дела с местными дорогами – 64,6 %. Сейчас в системе зарегистрировано 33,9 тысяч перевозчиков с численностью автопарка 220, 5 тысяч транспортных средств.
Василий Шубенков привел данные по статистике нарушений весогабаритных параметров. Так, общая доля нарушений по весовым параметрам в общем составе грузового транспортного потока составила 28%, а средний перевес составил 39,5 %. Рекордсменом-нарушителем 2024 года стало автотранспортное средство, чья полная масса составила 105,81 т против допустимых 44 т.
Комментируя планы по дальнейшему совершенствованию системы выдачи спецразрешений Василий Шубенков отметил важность работы по ее интеграции в систему контроля дорожных фондов (СКДФ). Такая задача поставлена Минтрансом России и должна быть реализована в 2025 - 2026 году. Как отметил Игорь Старыгин, интеграция информационных систем – закономерная необходимость и результат этой работы будет в помощь и бизнесу и владельцам дорог.
Также в 2025 году запланированы интеграция с государственной информационной системой электронных перевозочных документов; переход на использование отечественной картографической подосновы; создание и ведение в отношении автомобильных дорог общего пользования единого федерального реестра ограничений или прекращений движения транспортных средств.
Важнейшим направлением работы в ближайшие годы станет создание единой государственной информационной автоматизированной системы весового и габаритного контроля (АСВГК). Уже в текущем году начата работа по созданию центра обработки данных, личного кабинета владельцев АПВГК и разработке интеллектуального модуля распознавания государственных регистрационных номеров.
По итогам рабочей встречи представители общественности положительно оценили последовательную работу профильного органа исполнительной власти над улучшением доступности государственной услуги по выдаче спецразрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, а также подчеркнули, что совместные обсуждения – это хорошая возможность скоординировать подходы, ожидания и требования пользователей дорог при решении таких задач, как развитие транспортных перевозок и обеспечение сохранности автомобильных дорог.