21–22 сентября в г. Санкт-Петербурге состоялся форум и выставка «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения» при поддержке и участии Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ» и Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ».
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ирек Ялалов, начальник Управления строительства автомобильных дорог Росавтодора Кайрат Турсунбеков, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец, генеральный директор Ассоциации «РАДОР», председатель Общественного совета при Росавтодоре Игорь Старыгин, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Александр Федотов, а также представители проектных, строительных и подрядных организаций, эксперты коммерческих компаний в области мостостроения и эксплуатации мостовых сооружений и путепроводов. Модератором форума выступил президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.
В первый день работы форума состоялся обход стендов выставки, на которых участники презентовали свои технические решения, продукты и инновации в области строительства.
Серию заседаний в рамках форума открыла пленарная дискуссия на тему «Развитие мостостроения в современных условиях: тенденции, перспективы, актуальное проблемы и новые вызовы». В ходе обсуждения были рассмотрены основные современные тенденции в мостостроении, успешные крупные проекты, актуальные задачи в области мостостроения и проектирования мостовых сооружений, результаты прикладных научных исследований, а также вопросы импортозамещения, внедрения цифровых технологий и развития кадрового потенциала.
Открывая совещание, Ирек Ялалов отметил, что общее количество мостов и путепроводов в аварийном состоянии на федеральных, региональных и местных дорогах на 1 января 2023 года составило 1 880 единиц – это 61,9 км. В предаварийном состоянии находится 4 192 искусственных сооружения, или 183,2 км. По его словам, основная часть мостов в неудовлетворительном состоянии располагается на региональной и местной дорожной сети. А главной причиной досрочного выхода из строя искусственных сооружений Ирек Ялалов назвал их ненадлежащее содержание и эксплуатацию.
Он также рассказал о деятельности сенаторов по совершенствованию законодательства, регулирующего дорожную отрасль, и рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов. «Во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления осуществлены сбор, анализ и обобщение информации о мостах и путепроводах, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, о мероприятиях по их восстановлению. Подготовлены и направлены в профильные министерства и ведомства предложения, реализация которых позволит увеличить протяженность приведенных в нормативное состояние мостов и путепроводов. Разработаны рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и эксплуатации»,— сообщил Ирек Ялалов.
По словам выступающего, первостепенными задачами властей субъектов РФ и профессионального сообщества являются совершенствование нормативной базы, своевременная разработка проектной документации, применение новых материалов и инновационных технологий при строительстве и содержании мостовых сооружений, обмен опытом и лучшими практиками.
В своем выступлении сенатор также уделил внимание вопросам подготовки кадров для мостостроения, подчеркнув, что в этой сфере необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных сторон.
В ходе обсуждений были рассмотрены предложения и решения по организационно-техническому обеспечению реализации программы восстановления аварийных мостов и путепроводов. Так, Минтранс России совместно с региональными органами власти ведут работу по выявлению всех действующих бесхозных мостов с дальнейшей постановкой на баланс и проведением оценки их состояния. Также было озвучено, что в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в прошлом году было приведено в нормативное состояние более 30 тыс. пог. м искусственных сооружений (19,5 тыс. пог. м из них отремонтировали), а в текущем году этот показатель увеличится в два раза. Помимо этого, в 2023 году за счет федеральных средств предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции мостовых сооружений в рамках дорожного нацпроекта. Программами субъектов РФ запланированы работы на 101 объекте.
Успешным опытом реализации проектов на федеральных трассах поделился начальник Управления строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков. В качестве примера он привел мостовой переход через реку Волгу на 176-м км автомобильной дороги М-10 «Россия» в Тверской области, сложность реализации которого заключалась в проведении строительно-монтажных работ в стесненных городских условиях и наличии множества коммуникаций. Также выступающий обратился к опыту строительства моста через реку Марху на 756-м км трассы А-331 «Вилюй» в Республике Саха (Якутия). Это один из самых крупных объектов Росавтодора, возведенных в условиях Крайнего Севера, в области сплошной многолетней мерзлоты с мощной толщей рыхлых отложений и значительными по площади таликами, где температура во время продолжительной зимы может достигать ‒52 °С, а в течение короткого лета – +36 °С.
Участники форума также поделились опытом в области нормотворчества при проектировании и строительстве мостов и искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Сергей Гошовец рассказал, что за последние годы ведомство разработало более 40 документов по стандартизации всех этапов жизненного цикла мостовых сооружений, включая межгосударственные стандарты. Помимо этого, к концу 2024 года завершится разработка национального стандарта по материалам и полуфабрикатам для вантовых систем, а после начнется разработка стандарта на проектирование вантовых мостов. Росавтодор также реализует научно-исследовательские программы, направленные на поддержку отечественной промышленности и внедрение инновационных материалов с повышенными потребительскими свойствами, их более рациональное и эффективное использование.
Большое внимание Сергей Гошовец уделил вопросам нормирования применения элементов мостовых конструкций из клееной древесины. Действующая нормативная база в этой сфере устарела и сейчас активно обновляется. Предполагается, что в перспективе деревянные клееные конструкции найдут более широкое применение на большепролетных пешеходных мостах, а также на малых мостах дорог низких категорий.
О типовых альбомах конструкций малых мостов рассказал Александр Бедусенко. Эксперт подчеркнул, что ассортимент типовых альбомов и типовых решений, которые используются проектировщиками, сегодня весьма велик. Вместе с тем многие забыты или не актуализированы. В связи с этим стоит важная задача по их инвентаризации, оценке актуальности и соответствия действующим требованиям и нагрузкам. Кроме того, необходим анализ уже реализованной проектной документации для ее возможного повторного применения.
На сессии, посвященной цифровым технологиям и инновационным решениям, заместитель главного инженера ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Андрей Зенкин представил доклад о пилотном применении технологий информационного моделирования при строительстве и реконструкции на участках трассы М-7 «Волга» в составе маршрута Казань – Екатеринбург. Для Росавтодора это первый крупнейший опыт цифровизации, в ходе которого отрабатывается внедрение нового программного продукта и взаимодействие всех сторон процесса.
В работе используется программный комплекс «Клевер», объединяющий заказчика, подрядчика, субподрядчиков и строительный контроль. Полученные от них данные служат наполнению 3D-модели. По ней в режиме онлайн можно оценить ход работ на стройке, заметить возможное отставание от графика, контролировать финансирование и ход прохождения любого документа. В скором времени к системе планируется подключить надзорные органы и ресурсоснабжающие организации. Внедрение комплекса позволило оптимизировать процессы согласования, частично уйти от бумажных носителей и автоматизировать отчетность, а также обеспечить онлайн-доступ ко всей информации о стройке вне зависимости от удаленности объектов.
Генеральный директор Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Игорь Старыгин представил информацию о состоянии мостов на автодорогах регионального значения: из 31,5 тыс. мостов 4,7% находятся в аварийном и 9,3% в предаварийном состоянии. Говоря о причинах преждевременного выхода искусственных сооружений из строя, выступающий обратил внимание на несанкционированное движение по автомобильным дорогам транспортных средств с превышением разрешенных нагрузок. «Дорожная отрасль сегодня демонстрирует высокие темпы выполнения дорожных работ, сокращение сроков производства работ за счет опережающего финансирования. Понимая значение дорог для развития экономики, важность оказания качественной услуги для пользователей дорог, дорожники с каждым годом все больше в своей деятельности ориентируются на принципы клиентоцентричности – и это одна из главных задач в рамках реализации национального проекта» - сказал Игорь Старыгин.
В рамках этой сессии также были презентованы системы электромагнитных датчиков для бесконтактного измерения усилий в вантовых системах, аппаратно-программный комплекс для оценки уровня содержания дорог и обнаружения дефектов, возможности применения нейросетей для оцифровки и мониторинга состояния улично-дорожной сети в режиме реального времени.
В завершение мероприятий форума участники посетили внутригородскую платную автомагистраль в Санкт-Петербурге – Западный скоростной диаметр, а также осмотрели ход строительства транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом.