Поиск по сайту

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР»

В Томске состоялась Всероссийская конференция по информационным технологиям в дорожном хозяйстве

02 февраля 2024 22:16

В Томске состоялась Всероссийская конференция по информационным технологиям в дорожном хозяйстве


C 30 января по 1 февраля в г. Томске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в дорожном хозяйстве». Формат конференции предусматривал обсуждение вопросов стратегического развития в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, а также применение информационных технологий на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог. Организаторами конференции выступили Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» и компания по разработке программного обеспечения для проектирования и эксплуатации автомобильных дорог ООО «ИндорСофт» при поддержке Администрации Томской области и Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Томск».


В конференции приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Николай Руппель, заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров, заместитель начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Анастасия Красникова, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, ответственный секретарь ТК418 «Дорожное хозяйство» Илья Галактионов, начальник департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Юрий Баев, генеральный директор АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» Юрий Дроздов. Всего выступили с докладами и поучаствовали в обсуждении актуальных вопросов более 160 профильных специалистов из 22 субъектов РФ, в том числе представители территориальных органов управления автомобильными дорогами, проектных институтов, инжиниринговых компаний, образовательных учреждений, производителей оборудования и разработчиков отраслевого программного обеспечения. Вел мероприятия конференции генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.


В первый день конференции участники рассмотрели 12 докладов. Основными темами обсуждения стали вопросы стратегического развития цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года в свете реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.11.2023 № 3097. Участниками 1-й сессии «Этап жизненного цикла автомобильной дороги: проектно-изыскательские работы» были представлены доклады о состоянии рынка программного обеспечения изыскательских и проектных работ. Коллеги рассказали о преимуществах своих организаций и производимой ими продукции, представили практические инструменты для транспортного моделирования, мониторинга и менеджмента, а также поделились практическим внедренческим опытом.


С приветственным словом выступили Антон Козлов и Николай Руппель.


Георгий Гончаров отметил, что в настоящее время строительная отрасль и, в частности, дорожное хозяйство находятся в процессе цифровой трансформации. В перспективе цифровизация должна охватить весь жизненный цикл автодороги ‒ начиная от проектирования и заканчивая строительно-монтажными работами и эксплуатацией. Дорожное хозяйство постепенно переходит от бумажной документации к системному управлению объектами на основе данных и цифровых моделей.


«Моделирование позволяет спроектировать полную модель дороги, включая местность, сооружения, инженерные коммуникации и сети. Уже сегодня эта технология включена во все проектные решения на федеральных объектах. Информационная модель позволяет избежать ошибок, которые можно допустить на стадии проектирования из-за несогласованности в работе смежных специалистов, а также повышает качество работ и способствует оптимизации бюджетных расходов», – добавил выступающий.


В настоящее время с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» во всех заданиях на проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений включены требования по разработке информационной модели, которая будет использоваться как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации автодороги.


О достижениях в области дорожного хозяйства Томской области рассказал Юрий Баев. Он сообщил, что с 2019 года по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» регион привел в нормативное состояние почти 1114 км автомобильных дорог. В планах 2024 года – ремонт еще 164 км. Также по нацпроекту «БКД» на год раньше планового срока завершено строительство подъезда к терминалу международного аэропорта «Томск» имени Николая Камова с остановочными и парковочными площадками на 226 мест. В области реализуется губернаторская программа по ремонту автомобильных дорог местного значения: за период с 2016 года отремонтировано почти 830 км дорог.


Юрий Баев добавил, что Томская область с 2022 года принимает участие в программе ремонта искусственных сооружений нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Одной из приоритетных задач нацпроекта остается снижение аварийности на дорогах. Для достижения этой цели проектами строительства предусмотрены меры по обеспечению не только качественного покрытия, но и обустройству элементов дорожной инфраструктуры, — подчеркнул докладчик. — В Томской области по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2023 году построены два автоматических пункта весогабаритного контроля транспортных средств в Томском и Колпашевском районах, продолжается внедрение интеллектуальной транспортной системы». Создание сети автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств направлено, в первую очередь, на увеличение сроков эксплуатации дорожного покрытия и повышение безопасности.


Игорь Старыгин вручил Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области благодарственное письмо за вклад в развитие дорожного хозяйства Российской Федерации и помощь в реализации программ Ассоциации «РАДОР». Также благодарственные письма Ассоциации «РАДОР» получили АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» и Группа компаний «Индор».


Томск не случайно был выбран местом проведения конференции. По результатам прошлого года регион отмечен в числе лидеров по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Важно и то, что давний партнер Ассоциации «РАДОР» - компания «ИндорСофт», являющаяся одним из лидеров в разработке программного обеспечения и геоинформатики, базируется здесь же, – отметил Игорь Старыгин на вручении награды.


Программа работы второго дня конференции включала 4 сессии - этапы жизненного цикла автомобильной дороги: строительно-монтажные работы, эксплуатация, кадровое обеспечение отрасли, развитие системы контроля дорожных фондов. Всего эксперты обсудили 28 докладов по этим тематикам. В частности, Александр Бедусенко детально представил ход внедрения и перспективах развития ФГИС СКДФ, а также прокомментировал перспективы интеграции данной системы с СОУ «Эталон». «При актуализации меморандумов пятилетних региональных программ дорожной деятельности субъекты Российской Федерации до 7 февраля этого года привязывают в СОУ «Эталон» объект к коду дороги, установленному в ФГИС СКДФ, после чего будет осуществлен перенос данных об объектах из СОУ «Эталон» в Систему», – отметил докладчик.


Александр Бедусенко сообщил также, что с 9 февраля 2024 года в Системе будут формироваться программы дорожных работ на основании полученных из СОУ «Эталон» данных, и, в последствии, субъектам необходимо будет внести в ФГИС СКДФ недостающую информацию для защиты меморандумов. Сформированная программа работ субъекта передается на проверку в подведомственное Росавтодору ФКУ «Дороги России». Он добавил, что не позднее 5 рабочих дней до даты защиты субъектом меморандума ФАУ «РОСДОРНИИ» направляет в адрес соответствующей региональной проектной команды предварительно заполненную презентацию для проведения корректировки указанных в ней показателей. В случае наличия замечаний или предложений ответственные представители субъекта связываются со своим куратором из ФАУ «РОСДОРНИИ» и совместно корректируют информацию.


С докладом об осуществлении Ространснадзором контроля за соблюдением владельцами автомобильных дорог обязательных требований по размещению информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов выступила Анастасия Красникова. Она напомнила, что Федеральным законом от 06.03.2022 № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...». В частности, законодательно определено, что СКДФ представляет собою федеральную государственную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования, дорожной деятельности, данных об объеме и использовании средств дорожных фондов, а также результатов оценки технического состояния автодорог общего пользования.


Федеральным законом № 39-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которых предмет контроля (надзора) Ространснадзора дополнен соблюдением обязательных требований к СКДФ, к порядку, срокам и способам предоставления информации для ее размещения оператором указанной системы и владельцами автодорог. Закон вступил в силу с 01 марта 2023 года.


На конференции также обсудили формирование технического задания и цены контракта при выполнении строительного контроля. На эту тему выступил заместитель начальника управления строительного контроля и мониторинга качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Торощин. Эксперт рассказал, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 468 установлены норматив затрат на строительный контроль и перечень мероприятий, учтенных нормативом. Однако оно не учитывает требования ГОСТов, которые вышли в 2014-2021 годах, так как норматив затрат не пересматривался. Именно поэтому Приказом Минстроя России № 421 определен порядок расчета мероприятий строительного контроля, не учтенный нормативом затрат.


«Важно понимать, что, если мероприятие не было учтено при расчете стоимости, исполнитель может выполнить его без ущерба для себя только в случае сокращения затрат на иные мероприятия, а для единственного поставщика это невозможно в принципе. Поэтому еще на этапе подготовки технического задания по проектированию объекта капитального строительства необходимо предусмотреть разработку мероприятий по строительному контролю сверх учтенных Постановлением Правительства Российской Федерации № 468, а также обеспечить дополнительный расчет стоимости лабораторного и инструментального контроля», – отметил эксперт.


Алексей Торощин добавил, что во избежание рисков некачественного исполнения договора по строительному контролю в отношении особо значимых объектов были внесены изменения в федеральное законодательство, которые закрепили за ФАУ «РОСДОРНИИ» и ФГБУ «РОСДОРТЕХНОЛОГИЯ» статус единственных исполнителей строительного контроля на объектах дорожных работ, частично или полностью финансируемых за счет средств федерального бюджета при условии стоимости строительства свыше 2 млрд рублей для федеральных дорог и 500 млн рублей для дорог регионального и местного значения.


В сессии «Этап жизненного цикла автомобильной дороги: «Эксплуатация», завершающей второй день, начальник отдела ПОДДиП ФАУ «РОСДОРНИИ» Иван Ган рассказал об использовании цифровой модели при проведении диагностики, паспортизации автомобильных дорог и разработке проектов организации дорожного движения. «При создании цифровой модели дороги используются данные мобильного лазерного сканирования, которое выполняется с помощью передвижных лабораторий, оборудованных лазерными сканерами, панорамными камерами и при необходимости георадарами. На некоторых труднодоступных участках облака точек могут быть дополнены с помощью приборов наземного лазерного сканирования», – добавил выступающий.


Среди плюсов применения цифровой модели при разработке паспортов и ПОДД Иван Ган выделил высокую точность измерения, достоверность получаемых данных, их быструю обработку и многократное использование, возможность построения ортофотопланов без использования летательных аппаратов, среди минусов – необходимость привлечения к работе высококвалифицированных специалистов и значительный объем получаемых данных, которые требуется обработать. Эксперт добавил, что в 2023 году утверждены разработанные РОСДОРНИИ ГОСТы, которые включают требования к сбору, составу, цифровому представлению материалов и форматам данных для результатов лазерного сканирования.

Информационное моделирование на разных этапах жизненного цикла автомобильных дорог на конференции представили разработчики следующих систем:

- проектирование: IndorCAD BIM, ТИМ КРЕДО, Топоматик Robur.

- строительство и эксплуатация: С-Инфо, СКДФ, ГИС IndorRoad, ГИС «Титул Про», АИС ИССО-Н.


Важную тему дальнейшего развития цифровизации в отрасли затронул в своем выступлении заведующий кафедрой геодезии и геоинформатики МАДИ Владимир Бойков. Как было отмечено, основным источником информации о состоянии автомобильных дорог на стадии их эксплуатации являются данные диагностики, получаемые посредством дорожных диагностических лабораторий. Препятствием для передачи данных диагностики в информационные системы, поддерживающие жизненный цикл информационных моделей объектов капитального строительства и недвижимости (примерами таких информационных систем являются: на государственном уровне – ГИСОГД, ЕГРН, ЕГРЗ и др.; на отраслевом уровне – АБДД, СКДФ) является то, что каждая дорожная диагностическая лаборатория имеет свои форматы данных диагностики и под каждую лабораторию, как правило, создается своя база данных (информационная система), которая решает текущие задачи управления состоянием дорог на основе данных только с этой лаборатории. Решением проблемы доступности (интероперабельности) данных диагностики дорог для различных информационных систем общегосударственного и общеотраслевого уровней должна стать разработка открытого обменного формата (ООФ) для данных диагностики автомобильных дорог, что позволит:

- упорядочить регламенты работы с данными диагностики дорог, как на общегосударственном и отраслевом, так и на региональном уровнях;

- повысить доступность (интероперабельность) данных диагностики для их применения для решения широкого круга задач, возникающих при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог;

- унифицировать подход к организации данных, как на действующих дорожных диагностических лабораториях, так и вновь разрабатываемых;

- упорядочить процессы эффективного внедрения технологий информационного моделирования автомобильных дорог на стадии их эксплуатации, а также последующих ремонтов и реконструкций участков дорожной сети.


В завершающий третий день работы конференции для участников был организован технический тур с посещением Центра управления дорожным движением города Томска и компании «ИндорСофт».


Компания «Индорсофт» - один из драйверов рынка по разработке программного обеспечения в области проектирования автомобильных дорог и инженерных сетей, а также геоинформационных систем для дорожного хозяйства – организовала для участников конференции демонстрацию широкого спектра программных продуктов как для комплексного проектирования, так и специализированные продукты для разработки проектов организации дорожного движения, расчета дорожных одежд, обработки данных по интенсивности, сбору полевых данных, содержанию автомобильных дорог.


Запись трансляции мероприятия: https://www.youtube.com/@IndorSoftLLC


Сайт мероприятия: https://indorsoft.ru/rador/


Фотографии

Все новости

00:00