В Уфе прошел ежегодный семинар Федерального дорожного агентства на тему «Земельно-имущественные отношения в сфере дорожного хозяйства». Модератором мероприятия выступил начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский.
В работе семинара приняли участие заместитель директора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов, генеральный директор Ассоциации «РАДОР», председатель Общественного совета Росавтодора Игорь Старыгин, статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, специалисты Федерального дорожного агентства и подведомственных ему учреждений, а также представители органов дорожного хозяйства субъектов РФ и владельцы крупных объектов дорожного сервиса. Всего на площадке отраслевого мероприятия собралось 132 участника из разных регионов страны.
В режиме видео-конференц-связи с приветственным словом к присутствующим обратился Игорь Костюченко. Он отметил, что вопросы регулирования земельно-имущественных отношений в дорожном хозяйстве являются ключевыми в функционировании транспортного комплекса: «Их решение направлено на развитие сети дорог на территории Российской Федерации и объектов дорожного сервиса на них, а также на предоставление пользователям федеральных трасс современной и удобной инфраструктуры». Игорь Костюченко также подчеркнул, что семинар Росавтодора в очередной раз стал площадкой для обмена опытом и совместного обсуждения важных и насущных вопросов отрасли, а также возможностью решения сложных задач с участием коллег из различных федеральных и региональных ведомств.
Игорь Старыгин добавил, что комплексное решение задач и обмен профессиональным опытом помогают выстраивать концепцию развития автомобильных дорог на единых принципах и подходах, а также учитывать главную цель – повышение качества жизни людей.
В свою очередь Григорий Волков отметил, что вопросы управления земельно-имущественным комплексом автомобильных дорог особенно актуальны в условиях совершенствования законодательного регулирования. Например, в этом году важной вехой стало внесение в законодательство РФ понятия опорной сети автомобильных дорог, а также определение необходимых критериев отнесения дорог к опорной сети. Спикер добавил, что в настоящее время активно внедряется система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).
В первый день работы семинара участники обсудили тему подготовки территории строительства, включающей в себя большой комплекс мероприятий, связанных с отводом и освоением территории в рамках реализации проектов строительства и реконструкции дорог. Помимо этого, отметили решения, которые позволят существенно упростить процесс подготовки и выдачи разрешения на строительство.
Так, при формировании распоряжения об утверждении проектной документации необходимо учитывать параметры (мощность) в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), основные технико-экономические показатели строительного производства (ТЭПы) положительного заключения экспертизы и показатели, позволяющие осуществить учетные действия в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) построенного объекта. Соотношение данных из этих источников позволит корректно сформировать распоряжение об утверждении проектной документации, в соответствии с которым будет выдано разрешение на строительство, а после его завершения ‒ разрешение на ввод.
Специалисты подведомственных Росавтодору учреждений поделились опытом подготовки документации и организации территории строительства в регионах. К примеру, начальник отдела имущественных отношений ФКУ Упрдор «Приуралье» Рамиль Саитов рассказал об опережающей подготовке территории строительства в рамках реализации масштабного проекта на территории Республики Башкортостан – строительства обхода пяти населенных пунктов на участке км 1169 – км 1231 трассы М-7 «Волга».
Также большое внимание на семинаре было уделено уменьшению объемов и количества объектов незавершенного строительства, в том числе с учетом поэтапной реализации ведомственного плана Федерального дорожного агентства. В качестве нового решения в работе с объектами незавершенного строительства предложено заключение единых контрактов на проведение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, которые позволят не только увеличить ответственность подрядных организаций за конечный результат, но также оптимизировать сроки реализации проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объектам.
Начальник отдела управления имуществом Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Андрей Андреев акцентировал внимание собравшихся на процессе передачи участков автомобильных дорог из федеральной на иной уровень собственности. За пять лет реализации утвержденного Плана приема-передачи автодорог в 2018–2022 годах было передано из федеральной собственности на иной уровень 766,1 км ‒ это 135 участков автомобильных дорог, проходящих по территории 68 субъектов РФ.
«При этом Федеральное дорожное агентство направило в Правительство РФ дополнительные предложения по передаче из федеральной собственности дополнительно к плану еще 1 027,6 км автомобильных дорог. Мы учли участки трасс, которые утратили федеральное значение в связи со строительством обходов населенных пунктов, новых автомобильных дорог и иными обстоятельствами», – рассказал Андрей Андреев.
Второй день семинара был полностью посвящен вопросам развития объектов дорожного сервиса (ОДС) и многофункциональных зон сервиса (МФЗ). Модератор семинара Александр Соколовский отметил, что специалистами Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора планомерно ведется работа, связанная с размещением ОДС и МФЗ вдоль федеральных трасс, организацией привлечения инвестиций в дорожное хозяйство, предоставлением гражданам и юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода таких дорог для размещения соответствующих объектов. Эти задачи успешно выполняются совместно с коллегами из ФКУ, заинтересованных органов исполнительной власти Российской Федерации, иных организаций и ассоциаций.
О формировании качественного дорожного сервиса, который влияет на развитие автотуризма, рассказал начальник отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Николай Круглов. Он добавил, что ранее были определены 18 наиболее перспективных туристических маршрутов (Золотое кольцо, Серебряное ожерелье, Государева дорога, Великий Волжский путь, Чуйский тракт и другие). В настоящее время идет активная работа по обеспечению этих маршрутов комплексными объектами дорожного сервиса.
Участники подробно обсудили реализацию плана по созданию комплексных МФЗ на туристических направлениях в Приволжском федеральном округе. О перспективах развития рассказали специалисты ГК «Автодор», АО «Корпорация туризм РФ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Газпромнефть-Центр», ПАО «Татнефть» и ООО «Газпром газомоторное топливо».
В рамках мероприятия состоялась производственная экскурсия, на которой участники семинара посетили комплексные объекты дорожного сервиса. Один из них расположен на выезде из Уфы на 13-м км трассы Р-240 Уфа – Оренбург вблизи международного аэропорта им. Мустая Карима, второй – на региональной дороге в обход микрорайона Затон города Уфы.